NewsRoom24 21 сентября 2019 16:31 16 +

Новости

Александр Михайлович Савельев
Критика Единого госэкзамена в России будет звучать еще долго. Факт того, что в нынешнем виде ЕГЭ не отвечает запросам общества и экономики, признают даже его разработчики. Что делать? Поиски ответов на этот извечный вопрос порой приводят к довольно разумным, на наш взгляд, предложениям. Одно из них озвучил на этой неделе заместитель главы комитета Госдумы РФ по образованию и науке Борис Чернышов.
В своем письме к министру просвещения (так недавно стало называться министерство образования) Ольге Васильевой депутат высказал идею замены ЕГЭ системой раннего выявления талантов у учеников. В основе этого, считает Чернышов, должна лежать блокчейн-технология. В свете современных реалий эксперт призывает ориентироваться больше на практику, тогда как ЕГЭ, по его мнению, больше нацелен на теорию.
«Проверить в рамках нынешнего экзамена, насколько действительно способен ребенок, почти невозможно. Поэтому должна появиться альтернатива сдаче ЕГЭ – таков первый вывод депутата.
Чернышов напоминает, что Единый государственный экзамен был придуман в США для проверки уровня образования детей с отклонениями в развитии. Это письменный тест, и далеко не всем он подходит. Действительно, в случае с гуманитарными предметами раскрыть настоящие способности учащегося на ЕГЭ весьма проблематично. Заявленные критерии при всей их объективности не идеальны. За ними не видно всех способностей выпускника.
Борис Чернышов продвигает систему выявления талантов, базирующуюся на трех компонентах: оценках ученика, результатах профориентации, а также его социальной активности. В последнем случае, видимо, в ход пойдет портфолио, которое ныне уже рекомендовано для оценивания при зачислении в вуз.
Проанализировать данные всех трех компонентов поможет названная блокчейн-технология. Как уверен Чернышов, она «с математической точностью оценит индивидуальность каждого ребенка, чьи данные были вбиты в программу электронной школы».
Насколько целесообразно вводить такую систему? На наш взгляд, она все же эффективнее ЕГЭ. Во-первых, ребенок самореализуется именно в образовательном учреждении, поэтому логично, что именно оно должно фиксировать его достижения для оценивания. Во-вторых, блокчейн более комфортен с психологической точки зрения. На любом экзамене ребенок может переволноваться и не показать объективного уровня своих знаний, а здесь нет такого эмоционального напряжения. В-третьих, важен профориентационный компонент. Блокчейн четче, чем любой ЕГЭ, учитывает индивидуальность ребенка.
Каковы шансы, что в ближайшей перспективе данную систему возьмут за основу при зачислении ребенка в вуз? Они, видимо, невелики. Министерство просвещения дало понять, что отказа от ЕГЭ не будет. По крайней мере, пока. Главный аргументы в пользу Единого госэкзамена известен: он позволяет обеспечить поступление в вузы вне зависимости от места проживания и на равных условиях. Кроме того, ЕГЭ будет совершенствоваться: продолжится отказ от «крестиков» и «галочек», от вариантов ответов наугад и т.д.
Что же касается поиска талантов и развития профориентации школьников, так это, как говорят в профильном министерстве, и так является одним из приоритетных направлений работы. Сейчас, например, запущен проект ранней профориентации «Билет в будущее», нацеленный на учеников 6-11 классов. Нижегородская область, кстати, стала пилотным регионом по реализации этого проекта.
Проект состоит из трех основных блоков. Первый – «Самоопределение». Любой школьник, формируя свое цифровое портфолио, может пройти профориентационное тестирование на федеральном сайте. Второй блок – «Профпроба» - предполагает масштабные фестивали профессии. Один из них уже прошел в Нижнем Новгороде; школьники получили паспорта («билеты будущего»), содержащие каждый уникальный идентификатор-штрих-код.
Наконец, еще один блок касается работы профессиональных наставников, которые помогут детям более подробно изучить будущую профессию.

Насколько действенным окажется этот проект, покажет время. Наверное, года через три-четыре мы почувствуем первые изменения. Очень хотелось бы, чтобы они пошли на пользу нашему образованию и экономике.595d9d6984d34fbf6bc1d3937e069487.jpg




  1. Считаете ли вы Нижний Новгород безопасным для проживания?