NewsRoom24 10 декабря 2018 09:08 16 +

Новости

Александр Михайлович Савельев
Предмет рассуждений в заголовке решил закавычить не случайно: рейтинг проблем школьного образования был определен путем голосования на сайте Newsroom24 и, вероятно, не может на все 100% является объективным. Хотя сама по себе тенденция, видимо, выявлена верно. Более четверти участников опроса, а это почти 300 человек, в качестве основной проблемы школы указали на «низкую профессиональную компетентность педагогов». Давайте посмотрим на это с точки зрения учителя с почти 18-летним стажем.
Не секрет, что многие россияне сегодня недовольны качеством образования. Особенно, наверное, недовольны работодатели, которым зачастую сразу после трудоустройства сотрудника приходится направлять его переобучение. Впрочем, в данном случае следует винить, прежде всего, не школьных педагогов, а российскую действительность: разрыв цепочки между образованием и рабочей средой, который случился в 1990-е годы.
В опросе на сайте Newsroom24 за указанный ответ, надо полагать, голосовали в первую очередь родители, которые не удовлетворены результатами обучения их детей. Осваивать программный материал подрастающее поколение вынуждено по большей части дома, на курсах или у репетитора. И это факт – с ним сложно поспорить. Конечно, ситуация меняется от школы к школе, но суть дела остается: в стенах среднего образовательного учреждений дать полностью необходимый объем знаний учащимся не успевают. Однако делают это не потому, что не могут, а потому, что такую специфику обучения диктуют новые федеральные государственные образовательные стандарты – так называемые ФГОСы. Знакомые старшему поколению уроки-лекции, когда педагог старался рассказать максимум программного материала за отведенные 40-45 минут, уходят в прошлые. Теперь ставка делается на уроки с максимумом интерактива, с полным вовлечением детей в постановку и решение проблемы. Как итог – на уроке успевают актуализировать тему, поставить цели и задачи, ну и, пожалуй, еще наметить алгоритм и пути их достижения. А как же остальной материал? Вот его-то ребенок должен изучать самостоятельно: дома, на курсах, с репетитором… Таковы ФГОСы.
Иными словами, учитель из человека, который ретранслирует программный материал, превращается в тьютора, наставника, который лишь учит, как и где достать нужную информацию. Далее черпать знания учащемуся придется вне урока. Довольны ли такой перспективой родители? Вряд ли. Вот отсюда вам первый камень в огород педагогического сообщества.
Разумеется, сваливать все на новые образовательные стандарты не стоит; учителям порой действительно не мешает повысить свою профкомпетентность. Как и где это можно сделать? Вариантов предостаточно. Можно выбрать дистанционные курсы, чтобы обучаться без отрыва от работы. Большинство же педагогов в Нижегородской области предпочитают проходить очные курсы в НИРО (Нижегородский институт развития образования). Как ни как, именно в этом учреждений каждые пять лет им предстоит аттестация: подтверждение или повышение квалификационной категории.
Занятия в НИРО проводят очень опытные специалисты. Разработанные ими программы весьма интересны. На выходе аттестуемые сдают довольно строгий экзамен. Однако искомый результат, выражаемый в резком росте компетенций, получается, к сожалению, не всегда. Давайте попробуем понять почему.
Одна из главных причин кроется непосредственно в условиях труда педагогов. Многим из них очень хотелось бы полноценно проходить курсы в том же НИРО. На деле им для этого приходиться отрываться от производства. Причем без сохранения зарплаты! Задайте себе вопрос: хотите ли вы, чтобы четыре месяца в году (традиционные курсы, как правило, занимают 3-4 недельных модуля) работодатель заплатил вам неполный заработок? Да, кстати, тот же работодатель, в нашем случае директор школы, не особо горит желанием отпускать учителя, которого зачастую некем заменить. Вот и получается, что полноценно проходить курсы повышения квалификации удается не всем и не всегда.
Вспомним также, что многие педагоги сегодня работают с двойной нагрузкой, чтобы получать более-менее достойную зарплату. Когда к школьной документации добавляется необходимость курсовой подготовки, то на детей (в первую очередь на индивидуальную работу с учениками) времени остается совсем мало. Для сравнения, представьте ситуацию: дорожному рабочему за отведенный норматив времени нужно заасфальтировать вдвое больше территории асфальтом, да еще и успеть пройти какие-нибудь обучающие курсы. Какого качества объект он в этом случае сдаст?
Конечно, анализировать качество учительского труда нужно в каждом конкретном случае в отдельности. Но той ли следует считать главную проблему школы, за которую отдали голоса большинство участников опроса сайта Newsroom24?
Я высказал лишь свою точку зрения. Другие мнения тоже имеют право на существование.




  1. Как вы относитесь к тому, что проблемы обманутых дольщиков решаются за государственные (народные) деньги?
Александр Михайлович Савельев
3 декабря в школьном музее санаторной школы-ин...
09.12.2018 11:50:25
Еще в рубрике